Фрагмент из книги Павла Авраамова
«Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе»
Coca-Cola против Pepsi
В игре Го есть важный стратегический принцип, который звучит так: «Лучший ход противника – мой лучший ход». Эта идея проявляется в игре самыми разными способами. Например, это может быть точка, которая одинаково важна и привлекательна для обеих сторон, поскольку приносит много очков. Или это может быть пункт, позволяющий стабилизировать нашу группу (а если его займет противник, группа лишится базы и попадет под жесткий прессинг). При этом сам принцип «Лучший ход противника – мой лучший ход» вовсе не означает, что мы немедленно должны сыграть в указанном ключевом пункте. Ведь может оказаться, что этот ход хорош тактически, но стратегически ущербен. Поэтому идея заключается в другом: вырабатывать у себя привычку искать эти лучшие ходы по всей доске. Анализировать позицию противника на предмет выгодных для него пунктов, чтобы не дать ему захватить лидерство. Анализировать собственную позицию с точки зрения противника: где у нас слабости, как их могут против нас использовать. Так мы получаем возможность укрепить свои позиции до того, как оппонент нанесет удар. Хороший пример подобного подхода в бизнесе – тактика, которую использовал Невил Исделл, CEO знаменитой компании Coca-Cola. Вот как это происходило.